Военная летопись

Военная летопись Троицкой церкви из села Высоково

Соборная церковь в честь Живоначальной Троицы – яркий пример патриотической деятельности Русской Православной Церкви в годы ВОВ. Архиепископы, священники и прихожане нашего храма, как и все советские люди, всеми своими силами приближали победу. Они защищали свою страну, проливая кровь на фронте, сражаясь в партизанском подполье, жертвуя своё последнее имущество в помощь Красной Армии.

Организация материальной помощи Красной Армии

Накануне ВОВ единственной действующим храмом на территории города Горького оставалась Троицкая церковь посёлка Высоково. Власти попытались закрыть и её, но уже на 40 — й день войны наш храм вновь  становится действующим. Ждановский райисполком рассмотрел заявления “граждан верующих о предоставлении помещения для отправления религиозных обрядов”, и решил предоставить им помещение Высоковской церкви. Было ясно, что отношение Советской власти к Русской Православной Церкви резко изменилось, в Горьковской епархии началось возрождение церковной жизни. Это объясняется тем, что православное духовенство с первого дня войны призывало народ к защите Родины и безоговорочно поддержало государство в борьбе с фашизмом.

Русская Православная Церковь на собранные народные пожертвования снарядила на фронт танковую колонну «Дмитрий Донской» и самолёты эскадрильи «Александр Невский.» Это было актом проявления гражданственности и необычайного патриотизма православных людей. Вклад Горьковской епархии в это общее дело весьма значителен. С 1941 по 1944 гг. нижегородские верующие пожертвовали в фонд обороны СССР огромную сумму – 9 234 200 рублей.  Сумма, собранная Горьковской епархией в Фонд Обороны, намного превышает взносы других епархий. И в этом немалая заслуга Троицкой Высоковской церкви.

По документам Нижегородского государственного архива: в 1942 году от Высоковской церкви на нужды войны поступило 6 млн. рублей. Узнав об этом, патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) написал: «Браво, Нижний Новгород. Не посрамили Мининскую память. Бог всех вас да благословит».

Организатором по сбору материальной помощи для фронта становится архиепископ Горьковский и Арзамасский Сергий Гришин, а его правой рукой и надежным помощником — настоятель Высоковской церкви Александр Архангельский.

В наш город отец Александр приехал из Городца, и к началу войны в его семье было уже 9 детей. Из протокола собрания членов Приходского Совета Выездной Смоленской общины Арзамасского района Горьковской области от 24 августа 1942 г. мы узнаём, что на собрании присутствовали: Высокопреосвященнейший Сергий, архиепископ Горьковский и Арзамасский, благочинный протоиерей г. Горького о. Александр Архангельский, местный притч и члены двадцатки в количестве 12 человек. В Повестке дня стоял вопрос: «Об усилении отчисления денежных средств из церковной кассы в фонд обороны страны». В своем докладе перед собравшимися протоиерей Александр Архангельский передал благословение от Первосвятителя Русской Церкви Блаженнейшего митрополита Сергия и его призыв о помощи Родине молитвенно и материально. Как отмечено в документе, «протоиерей Архангельский и сам призывал к пожертвованию путем отчисления церковных средств в Фонд Обороны и приводил ряд примеров других общин. В частности, Горьковскую общину, которая внесла в Фонд Обороны два с половиной миллиона рублей деньгами».

Настоятель Высоковской церкви и благочинный г. Горького отец Александр Архангельский лично внёс на постройку боевого самолёта эскадрильи 200 тыс. рублей.

Ответ Сталина прихожанам Троицкого храма села Высоково был отправлен незамедлительно. «Г. Горький. Архиепископу Горьковскому и Арзамасскому Сергию, председателю православной общины Высоково, зам. председателя общины Грибкову, члену общины Ляминой. Прошу передать православному русскому духовенству и верующим г. Горького, собравшим, кроме ранее внесённых 3 млн. рублей в Фонд обороны СССР, дополнительно 500 тыс. рублей на постройку авиаэскадрильи им. Александра Невского мой искренний привет и благодарность Красной Армии».

Архиепископы Горьковской епархии в годы ВОВ

За короткий срок, в течении которого церковь была закрыта, власти не успели нанести нашему храму какой-либо ущерб: все иконы, храмовое имущество были в целости и сохранности, число прихожан превышало 5 тыс. человек.  Троицкая Высоковская церковь становится резиденцией архиепископа Горьковского и Азамасского, и, следовательно, центром по сбору пожертвований в фонд обороны страны.

Архиепископ Горьковский и Арзамасский Сергий (Гришин) возглавил Горьковскую кафедру в 1942-1943 гг. и служил в Троицкой Высоковской церкви. За плечами архиепископа Сергия славное боевое прошлое: в 1915 г. после окончания Петербургской духовной академии молодой иеромонах Сергий был назначен полковым священником на германский фронт. На передовых позициях первой мировой войны, практически перед лицом смерти, отец Сергий находился более 2-х лет.

         Архиепископ Горьковский и                             Арзамасский                                                                         Сергий (Гришин)                                                  (1942-1943)

При новой советской власти митрополит Сергий (Гришин) разделил судьбу многих архиереев, пострадавших за Православную веру. В 1936 г. он был осуждён за «контрреволюционную деятельность», 5 лет заключения провёл в Ленинградской области, в Ухто-Ижемском исправительно-трудовом лагере, где работал конюхом.

Из материалов уголовного дела Архиепископа Сергия Гришина

После смерти митрополита Сергия (Гришина) во временное управление Горьковской епархией вступил епископ Горьковский и Арзамасский Зиновий Красовский, который жил при Троицком Высоковском храме с 1944 г.

            епископ Горьковский и                               Арзамасский                              Зиновий (Красовского)   (1944-1948)

Епископу Зиновию довелось управлять Горьковской епархией в последний год Великой Отечественной Войны и в первые послевоенные годы. То было время, с одной стороны, всеобщей военной разрухи, голода, но, с другой стороны, время возрождения церковной жизни.

Епископ Зиновий продолжил традицию добровольных пожертвований верующих. Теперь прихожане Высоковского храма жертвовали на восстановление страны после страшных потрясений Великой Отечественной Войны. Сам епископ из личных средств сделал отчисления в Красный крест, и по его примеру последовали районные церкви.

В 1947 г. журнал «Московской Патриархии» опубликовал вести из Горьковской епархии, где советским правительством были награждены 7 священнослужителей медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне 1941 -1945 гг.» первым в этом списке значился Преосвященный Зиновий (Красовский).

Могила епископа Зиновия Красовского на Высоковском кладбище

На Высоковском кладбище есть могила ещё одного архиепископа Горьковского и Арзамасского Флавиана (Фёдора Дмитриюка)Владыка Флавиан окормлял горьковскую паству в очень непростое для Русской Православной Церкви время, с 1966 по 1977 гг. Это был очередной этап гонений, настигший Русскую Православную Церковь после непродолжительной оттепели.

         Архиепископ               Горьковский и Арзамасский  Флавиан
(1966-1977)

К началу войны отец Фёдор Дмитриюк жил на территории Брестской области, оказавшейся под властью фашистской Германии. Во время немецкой оккупации батюшка и его семья поддерживали активную связь с подпольным Комитетом по борьбе с фашизмом. В доме у Фёдора Игнатьевича прятали раненого партизана, хранили боевое оружие, устраивались явки активистов. Его дочери, Тамара Федоровна, бывшая учительница средней школы, и Раиса Федоровна, связная подпольного комитета, мужественно и самоотверженно выполняли задания подпольщиков, ухаживали за ранеными партизанами. Во время фашистских карательных операций погибли жена Фёдора Игнатьевича Дмитриюка Мария Ивановна и его родственница, была тяжело ранена дочь Раиса. После войны батюшка был награждён юбилейной медалью «За активную помощь членам подпольного комитета по борьбе с фашизмом в 1941-1945 гг».

Могила архиепископа Флавиана на Высоковском кладбище

_______________________________________________________

Священники Троицкой Высоковской церкви в годы ВОВ

Сотни священнослужителей, включая тех, кому к 1941 г. удалось вернуться на свободу, отбыв срок в лагерях, тюрьмах и ссылках, были призваны в ряды Красной армии. Так, например, уже побывав в заключении, заместителем командира роты начал свой боевой путь по дорогам войны С.М. Извеков, будущий Патриарх Московский и всея Руси Пимен.

После войны в Высоковском храме служили священники, которые прошли через горнило ВОВ. Это Георгий Васильевич Молев и Андрей Иванович Синицын.

                Протоиерей                          Георгий Молев

Георгий Молев родился 31 декабря 1920 г. в г. Горьком в семье служащего. В 1941 г. закончил Московский институт инженеров транспорта и по ноябрь 1941 г. работал старшим инженером по анализу перевозок Кировской железной дороги г. Петрозаводска. С ноября 1941 г. по июль 1944 г. был мобилизован, служил на Ленинградском фронте. Сразу же был назначен старшиной взвода разведки 364-й стрелковой дивизии. Свою первую награду — медаль «За боевые заслуги» — он получил в 22 года, затем получил серьезную контузию, попал в госпиталь, затем вновь вернулся на передовую. В 1943 г. он был награжден медалью «За оборону Ленинграда». В 1947 поступил в Саратовскую Духовную семинарию, которую закончил 9 июня 1948 года экстерном. 5 августа 1953 г. переведен на 2-ю священническую должность в Троицкую Высоковскую церковь.

              Протоиерей                      Андрей Синицын

Андрей Синицын родился 31 августа 1905 г. в деревне, где его дед был старостой местной церкви. Образование – 2 класса церковно-приходской школы, однако имел хорошую память и пытливый ум. В 1941 г. был призван на фронт, где служил рядовым красноармейцем в стрелковой части. Два месяца его подразделение провело в оборонительных боях в окопах, когда вокруг «гуляла смерть» и гибли товарищи. В это время он дал обещание Богу, что, если выживет — станет священником. В сентябре 1941 года его часть несколько раз попадала в окружение. Наконец, 17 сентября 1941 г. со всей ротой он попал в плен. Освобожден был в 1945 г. После плена «проходил госпроверку» — 3 года сидел в советском лагере в КомиССР. Отец Андрей вспоминал впоследствии о жестоком отношении к заключенным. Пришел домой в 1948 году. В 1955 г. рукоположен в диакона Карповской церкви, а затем 7 декабря 1956 г. переведен в Высоково и рукоположен в священника. Умер года на праздник Введения во храм Божией Матери, похоронен на Высоковском кладбище.

Могила протоиерея Андрея Синицына на Высоковском кладбище

Особое внимание заслуживают еще два священника нашей церкви – Павел Савицкий и Петр Мовчан. Их непростая судьба является примером самоотверженного служения Богу и Русской Православной Церкви. Они не участвовали в сражениях на фронтах ВОВ, но именно в этот период были репрессированы и отбывали свой срок в местах заключения

               Протоиерей                         Павел Львович Савицкий

Протоиерей Павел Савицкий служил в Троицкой Высоковской церкви с 1954 по 1972 годы. Он родился 30 мая 1885 г. в Малом-Можейкове. До революции работал учителем церковно-приходской школы. В 1943 г. особым совещанием НКВД Павел Савицкий был осужден к лишению свободы на 5 лет по ст.58 п.10. По информации из книги А.П. Чудакова «Ложится мгла на старые ступени» причиной стала неосторожная фраза, о том, что если не будет открыт второй фронт, то фашистов мы не победим. Указом от 27.03.1953 г. судимость была снята. Осенью 1948 г. Павел Савицкий вернулся из лагеря в г. Горький. В 1954 г. отец Павел был определен священником в Троицкую Высоковскую церковь. С 1973 г. Отец Павел покоится на кладбище за алтарем Высоковской церкви.

                 Протоиерей                            Пётр Мовчан

Жизнь священника Петра Мовчана – это жизнь настоящего христианского подвижника. Пётр Мовчан родился 24 ноября 1890 г. на Украине в селе Малая Белозёрка в крестьянской семье. Учился в местной церковно-приходской школе. 30 апреля 1914 г. был посвящён в сан священника. В 30-х гг. отец Пётр был осуждён на три года заключения в трудовом исправительном лагере, но при пересмотре дела был освобождён досрочно.

Однако уже 27 сентября 1939 г. отец Пётр был вновь арестован и осуждён к трём годам заключения в исправительно-трудовой колонии. Данное наказание он отбывал в Буреполомской колонии на территории Нижегородской области. Затем в годы войны, 1942 -1944 гг., отец Пётр добровольно работал на лесозаготовках в Тоншаевском районе. С открытием на территории нижегородской епархии в 1944 г. православных церквей отец Пётр вновь стал клириком.

В конце 70-х – начале 80-х гг. в г. Горьком появляется нелегальная православная монашеская община, во главе которой как духовный наставник стал протоиерей Пётр Мовчан. По его благословению некоторые из духовных чад принимали тайный постриг. Организовать и возглавить монашескую общину в годы очередных гонений на церковь – это настоящий подвиг, на который способен только мужественный и самоотверженный человек. 21 января 1974 г. отец Пётр подал прошение о причислении его за штат по причине старости и немощи. Умер протоиерей Пётр Мовчан 30 июля 1982 г. и был погребён за алтарём Троицкой Высоковской церкви.

Православная монашеская община при Троицком (Высоковском) храме

Могила протоиерея Петра Мовчана на Высоковском кладбище

_______________________________________________________

Учащиеся воскресной школы ведут исследовательскую работу по изучению Высоковского некрополя, выражая тем самым глубокое уважение к тем, кто на протяжении столетий честно служили Богу и Родине.

Наш долг – сохранить память об этих людях и сделать так, чтобы тропинка к их надгробиям никогда не заросла.

 

 

 

<<  [1]  [2]  3

 

 

Просмотры(461)