02.26 - Святые преподобные Мартиниан, Зоя и Фотиния

Святые преподобные Мартиниан (†422), Зоя и Фотиния (†428)

Святой преподобный  Мартиниан почитается  церковью как избавитель от блудной страсти.  Его житие неразрывно связано с житием преподобных Зои и Фотинии (Светланы).  


С юного возраста он возлюбил Бога и стал проводить иноческое житие. Прекрасный собою Мартиниан, восемнадцати лет от роду, оставил город, сродников, отрекся от мирской суеты и пришел в Палестину на гору, называемую "Ковчежное место"  для безмолвного и пустынного жития. Пробыв здесь 25 лет он удостоился получить от Бога дар исцелять недуги и болезни. Слава о его добродетельный жизни распространилась далеко за пределы той страны; все, слышавшие о нем, приходили к нему ради пользы душевной. Но враг рода человеческого диавол не мог стерпеть этого и решил изгнать подвижника из его пустыни. Явившись к нему в виде гигантского змия он пригрозил святому:  «Я наведу на тебя такое искушение, какого ты не можешь вынести; исторгну я тебя из твоей келлии, брошу тебя, как лист, гонимый ветром…»


После сего случилось следующее. Некая жена блудница услышав о добродетельном житии Мартиниана поспорила, что соблазнит его: «Нетрудно быть бесстрастным не видя ни одной женщины.  Без огня сено не горит. Но если я пойду к нему, и он не соблазнится красотой моей, тогда он будет велик».  Она сняла свою богатую одежду, кольца и серьги, золотые перстни, мониста и всё, что прельщает ум и глаза юношей и вложила в мешок. Затем, взяв его с собою, она надела разорванное рубище,  и в бурную, ненастную ночь подошла к келье пустынника, попросив укрыть ее от непогоды и диких зверей. Преподобный сжалился над странницей, принял ее, а сам затворился в другой половине кельи, где обычно всю ночь молился и пел псалмы.


Наутро женщина переоделась в красивую одежду, так что преподобный даже сразу не узнал ее. Она же стала говорить ему о мире и его радостях, убеждая нарушить воздержание. Смутился праведник красотой и речами женщины. Внезапной волной нахлынуло на него искушение …Со словами: «пережди немного, пойду и погляжу, нет ли кого, чтобы нас не увидели. От Бога не можем мы утаить греха нашего; утаим его, по крайней мере, от людей»,  он вышел из келлии и начал внимательно осматривать дорогу. Но Человеколюбец Бог оказал ему Свою помощь ради его подвигов и злой помысл его пременил на добрый. Святой разжег лежащий на земле хворост и вступил в огонь голыми ногами, говоря себе: "
Ну, что Мартиниан, как тебе этот огонь вечный и боль от него? Сможешь ли вытерпеть терзания вечные? Тогда поступи, как говорит эта женщина". Наконец от нестерпимой боли он упал на землю и воскликнул: "Господи, Боже мой, милостив буди мне грешному!".

От этого крика, как от страшного сна, пробудилась душа блудницы. Она содрогнулась, осознав всю глубину своего падения. "Научи меня, как спастись!", - воскликнула женщина, бросая в огонь свои роскошные одеяния и драгоценности. Он же отвечал:    

«Иди в Вифлеем, отыщи там святую деву, по имени Павла, которая построила там святую церковь, расскажи ей всё случившееся и спасайся у нее. Смотри, не возвращайся назад: "никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия" (Лук.9:62). Наблюдай за собою, чтобы тебе опять не быть поруганной врагом, неослабно пребывай в покаянии, ибо Бог приемлет кающихся.»

Женщина поступила так, как сказал ей святой. Блаженная Павла с радостью приняла ее в свой монастырь и каждый день наставляла на путь спасения. Сия жена стала усердно подвизаться и поститься, не ослабляя своих подвигов. Незадолго до кончины, блаженная Зоя - такое имя носила та женщина - просила у Господа, чтобы Он открыл ей, принято ли ее покаяние. Во извещение Своей милости, человеколюбивый Бог дал ей дар исцеления. Двенадцать лет блаженная Зоя подвизалась в постничестве и с миром предала Господу свою душу. Во всё время своего покаяния она не вкушала вина, ни масла, ни овощей, но только немного хлеба и воды. Она принимала пищу только раз в день к вечеру, а иногда и через два дня, ложем ей была голая земля. Такова была подвижническая жизнь святой, такова была ее кончина.

Преподобный Мартиниан только через семь месяцев исцелился от ожогов. Он решил удалиться в такое место, куда бы вовсе не было доступа женщинам.  Помолившись, блаженный поселился  посреди моря на высокой каменной скале. Один богобоязненный корабельщик  два- три раза в год  доставлял ему еду и питье по его просьбе; также пальмовые ветви для  плетения корзин.

Живя на этом камне под открытым небом,  блаженный терпеливо переносил и дневной жар и ночной холод. Он днем и ночью восхвалял Бога и беспрестанно поучался в Богомыслии. Шесть лет здесь прошли для него мирно, и он был свободен от искушений, но на седьмом году покой его уединения был нарушен. Лукавый враг не захотел оставить святого и старался ему всячески досадить.

Однажды диавол увидел, что в море плывет корабль, где находились и мужи и жены. Он воздвиг бурю, и сильный ветер, пригнав корабль к одному камню, разбил его. Все бывшие на нем потонули, лишь только одна отроковица успела ухватиться за доску и на ней приплыла к той скале, где жил Мартиниан и воззвала к нему о помощи. Немного поколебавшись, он подал ей руку, но увидев, что девица весьма красива, понял, что должен покинуть это место, ибо воистину, не может быть вместе сено и огонь. Оставив отроковицу на скале до приезда  корабельщика, блаженный, осенив море крестным знамением, бросился  в воду со словами:

«Господи Иисусе Христе  не дай мне погибнуть. Во имя Твое я ввергнусь в море, ибо лучше мне умереть в волнах, чем разжигаться телесной страстью к женщине». По смотрению Божиему, два дельфина подняли его на свои хребты и понесли его к берегу.

С тех пор блаженный начал переходить из одного места в другое, из одного города в другой и говорил так:  «Бегай, Мартиниан, чтобы тебя не постигла напасть». Он проводил свою жизнь, не имея при себе ни жезла, ни мешка, ни хлеба, ни двух одежд, ни денег. Ночевал он там, где застигала его ночь. За  два года он посетил сто шестьдесят четыре города и наконец пришел в Афины. Чувствуя приближение своей кончины, святой вошел в церковь, лег на землю и призвал епископа.  Со словами «Предай погребению меня, отче, Господа ради!», он испустил дух. При этом лице блаженного озарилось улыбкой. Епископ с великою честью предал погребению его святое тело в той церкви.

Пустынница Фотиния

Но обратимся к той девице, оставленной Мартинианом на скале. Оставшись на скале, Фотиния - таково было имя сей девицы, - питалась хлебом и водой, как указал ей блаженный. По обычаю, через два месяца корабельщик направился к скале, везя для преподобного хлеб и воду. Приближаясь к скале, он увидел девицу вместо инока, подумав, что это привидение, испугался. Однако Фотиния успокоила его, рассказав все, что произошло. Она попросила принести ей мужскую одежду из власяницы,  шерсти для рукоделия, а также хлеба и воды, как он делал сие для блаженного мужа, ибо нет разницы между мужским полом и женским. «Пусть с тобой приедет сюда и твоя жена: она облечёт меня в мужскую одежду, и я буду работать то, что она мне прикажет».

Корабельщик исполнил все, как она просила. Спустя два дня, он приехал опять сюда вместе с женою, которая,  поцеловав ее и поклонившись до земли, принесла ей из корабля одежду и хлеб. Блаженная Фотиния совлекла с себя женскую одежду, отложив вместе с сим и женскую немощь, и облеклась в мужское одеяние и препоясалась мудростью и мужественной силой.

После сего она с миром отпустила их. На третий же месяц корабельщик вместе с своей женою снова приехали к Фотинии, и привезли ей с собою хлеба. Пребывая на острове, блаженная дева восхваляла Господа за свою жизнь. Ежедневно она возносила 12 молитв Богу, а каждую ночь она усугубляла сие благочестивое дело и двадцать четыре раза молилась Господу. Фунт хлеба служил для нее пищей на два дня. Так, при помощи Божией, она достигла конца своей жизни. Когда она поселилась на сей скале, ей было двадцать пять лет, а на скале она подвизалась шесть лет; посем с миром предала Господу чистую и святую душу свою.

Через два месяца после ее смерти, когда в положенный срок прибыли корабельщик вместе с женою, они нашли блаженную Фотинию усопшей; руки ее были крестообразно сложены, лице ее было светло: она имела вид как бы спящей. Поклонившись ее святому телу и взяв его, они положили его в корабль и отплыли к городу Кесарии Палестинской. Здесь корабельщик отправился к епископу Кесарийскому и рассказал ему всё о добродетельный жизни святой Фотинии. Со всем клиром епископ с честью предал погребению ее тело, с пением боговдохновенных псалмов и пений, воздавал честь и славу Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Преподобный Мартиниан есть превосходный учитель борьбы с соблазнами. Вот советы, которые можно предложить тем, кои поставлены бывают в необходимость бороться с соблазнами.

Удаляйся от соблазняющей обстановки, как сделал это праведник Мартиниан, сначала живший в пустыне и отсюда перешедший на уединенный остров. «Внешние соблазны так сильны, - говорит преподобный Нил, - что живущие в мире иногда как бы против своей воли увлекаются ими. И посему-то нужно оставить мир и искать покоя и тишины в пустыне, где ничто души не уязвляет, не поражает воображения, не раздражает страстей. Там око не видит соблазна, а чего не видит глаз, то не приходит на мысль, а чего нет в мысли, то не трогает воображения и не возбуждает страсти. Не развлекаемый ничем, пустынножитель имеет время и удобство для нравственного самонаблюдения и усовершенствования; он истребляет грех на самом корне, уничтожая помыслы и вожделения прежде, нежели они обнаружатся в действиях».

Избегай людей порочных, как избегал их ныне прославляемый угодник Божий Мартиниан. «Как тела погибают от заразы испорченного воздуха, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — так точно и душа часто терпит вред от общения с людьми порочными. Также и в притчах много говорится об этом и убедительно внушается всем, что нужно не только уклоняться, но и бежать от людей, советующих злое, и не обращаться с ними, ибо если предметы вещественные часто повреждаются у нас от прикосновения к чему-нибудь худому, то не тем ли более существа свободные?»

Обуздывай похоть очей, чрез которую приходит соблазн в душу.
Послушаем, что, в научение нас, говорит святой Ефрем Сирин: «Великое дело воздержание очей. Если не воздержишься от скитания очей, то не проложишь прямых стязей целомудрия. Не позволяй глазам своим кружиться туда и сюда и не всматривайся в чужую красоту, чтобы с помощью глаз твоих не низложил тебя противник твой. Если по увлечению даешь волю глазам смотреть на суету, то скорее останови их, чтобы не впасть в срамоту плотоугодия».
«Презри мир этот с прелестью его, и возлюби единого Бога и вечный живот: и будешь жить в мире, как Лот в Содоме, невредим» (Св. Тихон Задонский).

Вспоминай о вечных муках и огне геенском, и ты, подобно преподобному Мартиниану, победишь всякое искушение. Только потому мы побеждаемся страстями нашими, что забываем о казнях, последующих за ними. Святитель Тихон Задонский так говорит о благотворности памяти о вечных геенских мучениях: «Видишь человека огневицею или горячкой мучима, или вшедши в баню чувствуешь жар великий, или видишь пещь, огнем раскаленную. От сего огня прийди умом до огня геенского, в котором некающиеся грешники без конца будут страдать. Сие рассуждение научает тебя покаянием и слезами умилостивить благость Божию, чтоб от  той беды избавиться».

Да послужат нам эти наставления богомудрых святых отцев руководством избегать соблазнов!

 

 

Тропарь прп. Мартиниану, глас 8:

Пламень искушений слез теченьми погасил еси блаженне, и морская волнения, и зверей стремления обуздавый, взывал еси: препрославлен еси всесильне, огня и бури спасый мя.

Кондак  прп. Мартиниану, глас 2:

Яко подвижника благочестия искусна, и страдальца произволением честнаго, и пустыни жителя и всельника, в песнех достойно восхвалим Мартиниана присночестнаго: той бо змия попра.

 

Информация с сайта hram-troicy.prihod.ru


Назад к списку