Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла

на праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы

4 декабря 2013 г.

4 декабря 2013 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и 96-ю годовщину со дня интронизации святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля.

Текст проповеди:

Сегодня мы празднуем один из двунадесятых праздников. Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. И событие, которое легло в основу этого празднования, связано с земной жизнью Матери Божией, Девы Марии. И сведения об этом событии дошли до нас через устное Предание Церкви. Но известно, что уже в IV веке святая царица Елена, мать императора Константина, на святой земле построила храм в честь Введения Пресвятой Богородицы, а это означает, что задолго до IV века событие Введения во храм Пресвятой Богородицы уже праздновалось как великое событие новозаветной истории и отмечалось как особый церковный праздник.

В самом этом событии есть что-то, что связано с обычной жизнью тогдашних людей, а есть нечто, что связано с присутствием Божием в человеческой жизни. Был такой обычай у иудеев — каждого мальчика-первенца посвящали Богу. Но поскольку не каждая семья была готова отдать ребёнка на служение в ветхозаветный храм, то приносили на сороковой день после рождения в храм, и как бы за ребёнка давался некий выкуп, приносилась жертва. Мы знаем в частности об этом из истории Сретения Пресвятой Богородицы, когда Спаситель был принесён в храм, получил благословение, а за Него была принесена жертва.

Ничего подобного не происходило, когда рождалась девочка. Но иногда благочестивые родители желали посвятить своего ребёнка Богу и отводили в храм, где ребёнок воспитывался, возрастал. И нередко далее всю свою жизнь посвящал служению Богу и добрым делам. У Иоакима и Анны, родителей Пресвятой Девы, не было детей долго, и когда родилась девочка, они восприняли это как милость Божию, как некое чудо, и исполнили обет, данный Богу, и решили посвятить Её служению при храме Иерусалимском. И когда исполнилось три года, то они привели младенца к храму. Всё в соответствии с традицией, с обычаем, ничего особенного.

А вот дальше происходит нечто, что выходит из ряда этих обычных событий: у храма девочку встречает первосвященник. Это действительно нечто необычное, странное. Первосвященник, глава ветхозаветной Церкви, духовный лидер народа — с какой стати он должен был встречать неизвестного ему ребёнка? Но произошло именно так, что он был тогда у ступеней храма. И затем произошло нечто особенное: младенец Мария, трёх лет отроду, ступив на первую ступень — а таких было 15, ведущих к храму, и это были большие каменные ступени; те, кто видел когда-нибудь древние постройки, знают, что это такое, это не современные ступеньки в современном доме — взбирается сама без посторонней помощи по этим 15-ти ступеням. А затем снова происходит что-то необычное: первосвященник, который сопровождает Её, берёт и вводит Её туда, куда нельзя было вводить никого из мирян, и даже из священников, и сам первосвященник только один раз в году входил в то место, где находился Ковчег Завета, в котором были Скрижали первоначальные Закона Моисеева, где стоял золотой сосуд с манной, той самой манной, которой евреи питались в течение 40 лет после исхода из Египта, где лежал жезл Аарона, брата Моисея, который процвёл — великие святыни ветхозаветной Церкви, напоминавшие о самых важных событиях в жизни народа. И вот туда, куда заходил раз в год первосвященник, он вводит младенца Марию.

Все эти события можно разделить на три важных этапа, и за каждым из этих этапов стоят люди. Первый — это посвящение Девы Марии Богу. Кто стоит за этим событием, за этим решением? Её родители. Именно родители принимают такое решение. Никто другой не имел право это сделать и не имел на то воли. Родители решают посвятить ребёнка Богу. А затем первосвященник, наставник народа — это он свои объятия открывает младенцу, он вводит Её во святая святых. Велика роль наставника в человеческой жизни, так же как и родителей. Ну и наконец, сама Дева Мария, взбирающаяся по этим 15-ти огромным ступеням — за этим только Она, и никто другой. Трудно было идти этому маленькому ребёнку, но он шёл — за этим событием Её воля, Её произволение, Её жертва.

Вот так и в нашей жизни. Огромное значение в жизни каждого человека имеют родители. Родители закладывают основу не только физического организма человека, они формируют его душу, его убеждения, его взгляды на жизнь. Недаром педагоги говорят, что человеческая личность формируется до пяти лет, а дальше она уже сформирована, она будет развиваться в соответствии с этими заложенными навыками. Какая же огромная ответственность лежит на родителях! Мы знаем, что нередко родители (старшее поколение) негодуют по поводу молодого поколения, видят в нём много для них неприемлемого, ошибочного, опасного, и иногда это действительно соответствует тому, что есть на самом деле. Но откуда произошло это новое поколение? Оно ведь не с неба свалилось! У каждого из этих молодых людей,совершающих нередко очень постыдные поступки, есть родители. И разве можно осуждать молодых, не осуждая их родителей? Разве Господь не видит всего того, что происходит? И почему всю ответственность возлагаем на того, кто совершает какое-то действительно противное Богу или людям или противозаконное деяние, показывая на него пальцем и подвергая его критике и осуждению? За ним ведь стоят его родители. Иоаким и Анна могли посвятить девочку Богу, а могли не посвятить; могли привести в храм, а могли не привести. Вот так и сегодня, и всегда, на протяжении всей истории: родители могли сделать и не сделали. А если не сделали, то разделяют ответственность пред Богом, пред людьми, пред обществом за поведение своих детей.

Наконец, наставники. Ведь мог первосвященник и не выйти навстречу младенцу Марии, и мог не ввести Её во святая святых, введя тем самым в живое соприкосновение душу младенца с Божественной силой, Божественной благодатью, которая источалась от тех священных предметов священной истории. А он это сделал. Сегодня нередко старшее поколение, в том числе и педагоги в школе, и преподаватели и профессора в университетах и институтах, сетует о том, что вот, какая ужасная молодёжь. А разве они не несут ответственность за молодое поколение? Разве старшее поколение не является наставником младшему поколению? И неужели взирая на пример старших, творящих беззаконие, разрушающих семьи, разрушающих нравственные основы личной, семейной, общественной жизни, молодёжь будет другой? Разве смотря фильмы, телевизионные передачи, которые делает старшее поколение, разрушая нравственную основу молодёжи, они будут другими? Они будут как самые худшие герои этих фильмов. И так оно и происходит. Мы удивляемся жестокости в молодёжной среде. А как же не быть жестокими, когда главный герой сегодня совершает дела жестокости? Как мы удивляемся, что молодые люди используют наркотики, уходят из этого мира! А как же мы не удивляемся тому, что весь виртуальный мир, созданный взрослыми, способствует тому, чтобы человек разрывал свою связь с реальностью и уходил из этого мира? Наставники — а это всё старшее поколение — особенно те, кто влияет на умы, на сердца людей: педагоги, преподаватели, журналисты, писатели, продюсеры фильмов — все несут ответственность за формирование молодого поколения. И от этой ответственности ни перед Богом, ни перед историей не уйти.

Ну и наконец, личный фактор. Ведь младенец Мария сама взбиралась по этим крутым ступеням, преодолевая то, что ребёнку в три года преодолеть было практически невозможно. Это, наверное, требовало огромной целеустремлённости, силы воли, способности терпеть. И она сделала это. Поэтому ответственность за свою собственную жизнь в первую очередь несёт сам человек: как он идёт по ступеням жизни. Младенцу было трудно подыматься, наверное, легче было спрыгивать с этих ступенек и идти вниз. Вот так многие из нас поступают. Нам тяжело подыматься, нам тяжело расти, нам тяжело нравственно, интеллектуально, духовно, эстетически себя воспитывать, потому что всё это требует усилий. Но ведь гораздо легче катиться вниз, падать в пропасть, особенно если тебя манит в пропасть то, что создаётся людьми в виде псевдокультуры, когда тебя манят в пропасть твои собственные инстинкты, твои слабости, раскрученные псевдоидеалы и псевдоценности. Нужны силы каждого человека, силы личности, чтобы подыматься вверх несмотря ни на что.

И как важно, когда родители приводят человека к этой начальной позиции и говорят ему, что ему нужно идти вверх! И как важно, чтобы рядом были наставники, которые бы во время этого восхождения никогда бы не отступили и были с человеком до самого конца! И наконец, как же важно, чтобы на этом пути состоялась встреча с Богом, реальное соприкосновение с Божественным присутствием! И тогда у человека вырастают крылья, он становится сильным, по-настоящему свободным, не зависимым в первую очередь от многих соблазнов и греховных притяжений, он становится способным подыматься вверх, на самую вершину — туда, где дверь к Царствию Божьему.

Вот эта история с Богоматерью, история Её родителей, история первосвященника, история младенца трёхлетнего, карабкающегося по этим огромным ступеням древнего храма — какой прекрасный образ, помогающий нам понять, что мы должны делать и как мы должны себя вести, чтобы каждое последующее поколение людей обретало и достигало подлинной цели человеческого бытия. И сегодня, вспоминая об этом событии, мы просим Пречистую Преблагословенную Царицу Небесную простирать над всеми нами Свой Покров и укреплять нас на пути нашей жизни. Аминь.


Назад к списку