История храма

Церковь Троицы в Высоково

Над видимым со всех сторон плато, там где речка Старковка впадает в Ковалиху, господст­вует храм села Высоково. Когда-то село находи­лось вдали от Нижнего Новгорода, сегодня же оказалось буквально в центре его новой застрой­ки.

История села и его храма неотделима, хотя остается мало известной страницей нашего древ­него Нижнего Новгорода и отражает важнейшие вехи судеб всего края...

Село Высоково основано в XIV столетии на землях местного Печерского монастыря, играв­шего заметную роль не только в жизни Нижнего Новгорода, но и всей Древней Руси. В последую­щие XV и XVI века, когда Нижегородская земля постоянно разорялась изгоном проходившими через нее вглубь России отрядами монголо-татар и ногайцев, село неоднократно выжигалось. Осо­бенно памятным стал 1521-й год, когда "августа в 1 день приведоша цари и князи с Казани Сеит да Мочалей и повоеваша около Нова града Нижнего от Березополья до Клина, и полону взяша и пожни вы­секли, и приидоша под город того же месяца в 28 день на десятом часу дни, быша до вечера и пошли прочь, и в верхнем конце сожгли церковь Рождества пресвятые Богородицы да 240 дворов по Гремячей ручей да Печерской монастырь выжгли".

В 1549 году архимандрит Печерского мо­настыря жаловался царю Ивану IV (будущему Грозному), что у них "в Нижнем Нове городе село Высоково з деревнями все пусто от казанские войны: люди побиты, иные в полон поиманы, дворов нет и пашни не пашут".

После этого Печерский монастырь получил от царя не только право в течении 10 лет не пла­тить податей, но и богатые вклады деньгами и землями (деревню Ельню, пустошь Черемис­скую и др.).

После присоединения к России Казани и Астрахани создались реальные условия для вос­становления хозяйства края, но вскоре Повол­жье охватили Черемисские войны, а затем - "Смута". Село Высоково в который уж раз оказалось в зоне активных военных действий, прино­сивших, как обычно, простому пахарю или ре­месленнику лишь горе и разорение.

Воцарение в 1613-м году Михаила Федо­ровича Романова и некоторая нормализация по­ложения в стране были восприняты нижегород­цами с великим воодушевлением и радостью. Уже в 1619-м году печерский архимандрит Иов предпринял энергичные усилия для восстановле­ния хозяйства села. В 1636-м году монастырский плотник Шестак "с товарыщи" на месте старой, давно обветшавшей церкви срубили новый погостовый из двух храмов (шатрового холодного и клетцкого теплого) ансамбль. Иконы для новопостроенных храмов писал свой же изограф - черный поп Мисаил.

Хотя возле Высокова возделывалось 202 чети пашни (четь=1/2 десятины=1200 кв. сажен=5462 м2), но обрабатывалась земля преимущественно наемными сезонными работниками, ибо в селе жили по-старинке ры­баки, неводчики и кормщики, солодовники и ка­менщики, в общем мастера, выполнявшие на монастырь самые различные работы. Следует по­мнить, что при строительстве каменных зданий Печерского монастыря в 1640-х годах под руко­водством прославленного русского зодчего Антипы Константинова кирпич делали под надзором балахнинца Онцыфора Емельянова и под селом Высоким! Так было до 1672-го года, когда поло­вина села перешла во владение первого Нижего­родского митрополита Филарета(1672 – 1686), устроившего в нем свою летнюю резиденцию. С тех пор в Высокове проводили значительную часть времени все нижегородские владыки, в том числе Питирим (1719 – 1738), Дамаскин (1783 – 1794), Макарий (1879 – 1885) и другие. Храм же в их быт­ность в Высокове становился "кафедральным". Каждый из владык стремился вложить в ризницу достойные дары.

В 1801-м году в Нижний Новгород пришел указ Синода о строительстве впредь вместо об­ветшавших или сгоревших храмов исключитель­но каменных зданий и обязательно по проектам дипломированных архитекторов. В силу того что храмы села Высокова к тому времени имели мно­гие повреждения, епископ Вениамин указал выстроить там новый каменный трехпрестольный храм. Планы-фасады здания он заказал гу­бернскому архитектору Ивану Ивановичу Межецкому.

В качестве прообраза он взял известный в Нижнем Новгороде с середины XVII столетия храмовый тип "корабль" - со строго осевым рас­положением алтаря, моленного зала, трапезной и высотной колокольни над главным западным входом. Но решена архитектура храма несколь­ко упрощенно, хотя в убранство фасадов и введе­ны характерные для господствовавшего тогда в художественной жизни России классицизма рус­товка и элементы ордера.

В 1815-м году храм был освящен в честь Живоначальной Троицы Нижего­родским епископом Моисеем (1811-1825). 

Вид Высоковской Троицкой церкви В годы Советской власти, храм в честь Живоначальной Троицы в Высоково практически не закрывался. Богослужение, лишь ненадолго прерванное, возобновилось через два с половиной месяца после закрытия храма, на 40-й день войны, и с тех пор ведется постоянно.

 

В 1942 году городская Троицкая Высоковская церковь была единственной действующей не только в Горьком, но и на окрестные три района: число ее прихожан превышало 5 тысяч человек.

В годы Великой Отечественной войны Троицкая церковь оказывала большую духовную и материальную поддержку русскому народу в борьбе с врагом.

Высоковская церковь внесла на нужды обороны 6 млн рублей. Она имела возможность это сделать, так как была единственной на три городских района и окраины, и число ее прихожан неуклонно росло.  

При Высоковской церкви в 1943 г. жил первый после возрождения епархии епископ Сергий (Гришин), а с ноября 1944 г. настоятелем церкви являлся епископ Зиновий (Красовский).

 В период с 1943 и по 1974 гг. церковь в с. Высокове была кафедральным собором.

Почти два века Высоковский храм остается не только заметным памятником истории, но и центром духовной жизни Нижнего Новгорода. Старинный Свято-Троицкий храм является одним из самых любимых нижегородцами.

 

 


 

По информации комитета по делам
 архивов Нижегородской области